Главная | Карта сайта
rounded
rounded
rounded
Ресурсы учреждения
телефон доверия
8-800-2000-122
Телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Звонок бесплатный с любого телефона

ГКУ СО "Волгоградский областной центр психолого-педагогической помощи населению"
400007, г. Волгоград, Краснооктябрьский р-н,
ул. Таращанцев, 1 «А», тел.: 76-24-24

obl-semya1@yandex.ru

 

 

 

 

 

Вопрос-ответ

Вопрос:

Здравствуйте! У нас есть сын -- Кирилл. Ему 9 лет.Мы с ним общаемся на паритетных началах.Мы с ним -- друзья.Основной воспитательный момент при этом - что если один друг ест кашу, то и второй должен есть, а не капризничать. А иначе это не дружба. Мальчик очень гордится такой дружбой, и очень боится её потерять. Понимает интонацию и негодующий взгляд матери или отца. Самое страшное наказание для него -- если кто-то из родителей начинает с ним общаться сдержанно, без тёплых чувств, холодно, в обиду за его проступок. Мальчик это очень хорошо понимает, плачет, просит прощения. В хорошие дни мы с ним играем в шашки, шахматы и другие игры. Словом, воспитываем его без насилия. И результатом довольны -- мальчик очень послушный и уважительный. Хорошо учится. Но вот наши соседи недовольны таким способом воспитания. Считают, что ребёнок обязательно должен быть до 10 лет лупленый, а иначе к 18 годам вырастет чудовище. Мы с этим категорически не согласны. Зачем лупить, если мальчик понимает слова? Как на унижении и насилии можно вырастить хорошего человека? Рассудите нас, кто прав -- мы или соседи??? Хотя даже если Вы примете сторону соседей, мы не откажемся от своих методов. Но всё же интересно что об этом думают психологи. Владимир и Лидия

Ответ:

Здравствуйте, Владимир и Лидия!

«Характер и нравственное поведение ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение». Эрик Фромм.

Ребёнок - Человек! Этот маленький человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в жестоком и злом обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим самым любимым людям.

Известный педагог и психолог И.С.Кон отмечает: «В глазах ребенка отец и мать выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний, поощрений; как образец для подражания, воплощения мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг, советчик, которому можно доверить все».

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если мы это демонстрируем. Ребёнок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать права другого человека. И наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Таким образом, перед нами выстраивается следующая иерархия: семья - ребёнок -нравственность - поступок - семья. Другими словами: «Что посеешь, то и пожнешь».

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку порой могут быть вызваны не проступком ребёнка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый на ребёнка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет, раздражает и запугивает.

Наказывая своего ребёнка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь лежит « через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью воспитывают фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития человека.

Дом для ребёнка - школа подготовки к жизни, а в каждом нормальном доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест, обиду, чувство оскорблённости, жажду мести и компенсации, разрушение «нравственных тормозов», стремление к обману и изворотливости, агрессивное поведение, снижение самооценки, ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют). Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Такие дети часто вырастают с психическими комплексами, бывают напрочь лишены нравственных чувств.

Иногда родители с упоением и нескрываемой гордостью рассказывают о том, что стоит им только глянуть на ребёнка, он тут же сникает, становится смирным и послушным. Однако, чаще всего это «смирение» оборачивается в дальнейшем большими проблемами как для самого ребёнка, так и для родителей. Необдуманная, жесткая строгость приводит с его взрослением сначала к лукавству ребёнка, а потом к притворству и, наконец, - к отчуждению. Ребенок, даже еще не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный, уравновешенный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребенке нравственных потребностей. В то время как крик, грубые интонации, жесткие и бескомпромиссные формулировки - приведут к противоположным результатам.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их - дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний. Нравственную установку у ребенка можно и должно воспитывать постоянно, кропотливо и настоятельно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства быть любящими родителями.

Желаем Вам успехов в воспитании сына!

 

Rambler's Top100

Создание сайта: «Веб-решение»
экстренная психологическая помощь материнский центр Планета мама позитивная жизнь. вопрос о ВИЧ/СПИД